понедельник, 12 сентября 2016 г.

Комментарии к тематическим направлениям итогового сочинения в 2016-2017 учебном году

Итоговое сочинение, с одной стороны, носит надпредметный характер, с другой стороны, оно является литературоцентричным, так как содержит требование построения аргументации с обязательной опорой на литературный материал.
Подходы к разработке формулировок тем итогового сочинения определяются задачей выявить уровень речевой культуры выпускника, его начитанность, личностную зрелость и умение рассуждать с опорой на литературный материал (художественные произведения, публицистические произведения, мемуарная литература) по избранной теме.

Советом по вопросам проведения итогового сочинения в выпускных классах при Министерстве образования и науки России под председательством Натальи Солженицыной, президента Русского общественного фонда Александра Солженицына, разработаны и утверждены открытые тематические направления для итогового сочинения 2016-17 учебного года (протокол от 05.07.2016 г.):
 «Разум и чувство»,
 «Честь и бесчестие»,
 «Победа и поражение»,
 «Опыт и ошибки»,
 «Дружба и вражда».
Каждое тематическое направление включает два понятия, по преимуществу полярных. Такой подход позволяет создавать разнообразные формулировки конкретных тем сочинений и расширяет возможности выпускников в выборе литературного материала для построения аргументации.
В соответствии с тематическими направлениями Рособрнадзор организует разработку закрытого перечня тем итогового сочинений 2016-17 учебного года и проводит их комплектацию по часовым поясам. Каждый комплект будет включать 5 тем сочинений из закрытого перечня (по одной теме от каждого общего тематического направления).
Общие направления предполагают формирование тем, которые позволяют размышлять о конфликте, как внешнем, так и внутреннем, вызванном проявлением двух или одного из двух противоположных начал. Этот конфликт может быть выявлен через комментированный рассказ о персонаже литературного произведения, стоящем перед выбором или переживающем период определения собственной жизненной позиции и принципов. Персонаж в одном лице может являть пример личности, находящейся в эпицентре борьбы противоречащих друг другу желаний, мотивов, целей. Но конфликт может проявляться и через столкновение с внешним миром, людьми с иными ценностями, представлениями о жизни. Интересными примерами в работе над сочинением могут оказаться и биографии известных личностей. На основе рассказа об их судьбе, поступках, принимаемых решениях можно построить собственное рассуждение, которое позволит сформулировать собственную позицию.
Помимо судеб конкретных людей, творческое исследование можно построить и на примере события, через которое выявляется сущность человека, многих людей. Это дает возможность говорить о закономерностях, выявлять причинно-следственные связи.
Можно работать над сочинением, предпринимая попытку раскрыть парадоксальную природу взаимосвязи между двумя понятиями, ибо ошибки есть часть опыта, а поражение способно оборачиваться победой.
Тематические направления ориентируют учащихся на размышления о полярных понятиях, так или иначе противоречащих друг другу, но отношения между понятиями не всегда можно трактовать как антонимичные. Готовясь к написанию сочинения, можно уделить внимание выявлению сути понятий, определению смыслового поля, которое они задают, исследованию отношений между ними.
Например, работая над сочинением тематического направления «Разум и чувства», можно поразмышлять о взаимосвязи и взаимозависимости чувств и здравого смысла, о том, что не существует отдельно разума, ощущений, чувств — всё взаимосвязано. Тема разума и чувства всегда была интересной писателям разных культур и эпох: герои литературных произведений нередко оказываются перед выбором между велением сердца и подсказкой разума.
В основе направления «Честь и бесчестие» лежат полярные понятия, связанные с нравственным выбором человека: быть верным голосу совести, следовать моральным принципам или идти путем предательства, лжи и лицемерия. Многие писатели сосредотачивали внимание на изображении разных проявлений человека: от верности нравственным правилам до различных форм компромисса с совестью, вплоть до глубокого морального падения.
Разные аспекты толкования понятий предполагает и тематическое направление «Победа и поражение». Рассуждение может быть связано как с внешними конфликтными событиями в жизни человека, страны, мира, так и с внутренней борьбой человека, ее причинами и результатами. В литературных произведениях нередко показана неоднозначность и относительность понятий «победа» и «поражение» в разных исторических условиях и жизненных ситуациях. Ведь иногда поражение и победа – лишь две стороны одной медали.
 В рамках направления «Опыт и ошибки» возможны рассуждения о ценности духовного и практического опыта отдельной личности, народа, человечества в целом, о цене ошибок на пути познания мира, обретения жизненного опыта. Художественные произведения часто заставляют задуматься о взаимосвязи опыта и ошибок; об опыте, предотвращающем ошибки; об ошибках, без которых невозможно движение по жизненному пути, и об ошибках непоправимых, порой трагических.
 Направление «Дружба и вражда» нацеливает на рассуждение о ценности человеческой дружбы, о путях достижения взаимопонимания между отдельными людьми, их сообществами и даже целыми народами, об истоках и последствиях вражды между ними. Многие литературные произведения рассказывают о теплоте человеческих отношений или неприязни людей, нередко демонстрируют, как дружба может перерастать во вражду или наоборот, изображают человека, способного или не способного ценить дружбу, умеющего преодолевать конфликты или сеющего вражду.

Комментариев нет:

Отправить комментарий